открытЫ/Ие двери Почему он оставлял дверь всегда открытой, я поняла только на следующий день. Это было как резкий вдох без выдоха. Только вдох. До мурашек. До слез. И это - про рамку и про центр спектакля "Жестокие игры". Пошла посмотреть, чтобы еще больше погрузиться в мир взросления. Как мать, как профессионал, как любопытный человек. Сейчас все чаще стали приходить в практику двадцатилетние. Интересные, творческие, рефлексирующие молодые люди и девушки. С удовольствием с ними работаю и втайне радуюсь, что у них есть ресурсы прийти именно сейчас, пока мозг еще продолжает формироваться и для изменений требуется гораздо меньше усилий и времени, чем в 30 или 40. Кто-то приходит с тревогой и депрессией. Кто-то - с темой сепарации и поиска себя. Кто-то - с разными чувствами по поводу отношений - личных и с родителями. Удивительно, как совпало, но... Про это вот все и есть спектакль. Конечно, тема отцов и детей не нова. Она - вечна. И Алексей Арбузов как автор пьесы, и Евшений Марчелли как режиссер-постановщик молча говорят через громко действующих лиц: *Прежде чем осуждать нас, прежде чем говорить, что мы много чего можем, но мало чего хотим, что мы по-взрослому циничные и по-детски незрелые, что у нас нет целей, а есть существование, просто взгляните в наши глаза. Вы увидите там надежду, но она спрятана в глубине, и прежде всего от нас самих. Вы увидите там отсутствие - и прежде всего вас, взрослых. У нас не было самого главного - вас. Не было тогда, когда вы были нам очень нужны. Зато у нас есть одиночество и тоска - по вашему вниманию и теплу. Зато у нас есть неумение любить и умение делать больно - неосторожно, мимоходом, невзначай. Просто мы несем дальше то, что у нас было и есть. Просто мы ищем любви, но нам тяжело распознать малознакомый вкус. И еще тяжелее решиться. Нам легче ничего не делать, чем действовать, потому что "а смысл?". Легче побеждать, чем чувствовать, потому что "а смысл?" Легче расставаться, чем быть вместе. Легче скитаться, чем найти дом. Легче, легче, легче.... Потому что неуслышанность, недопринятость, недолюбленность - слишком тяжелый груз для одного. Но об этом некому сказать до сих пор. Ни тогда, ни сейчас.* Этот спектакль обернулся для меня двухчасовым манифестом двадцатилетних. Нам, сорокалетним сейчас. И самим себе - в не таком уж далеком будущем. Он звучит дождем, затвором фотоаппарата, режущим светом, красной краской, громкой и тихой песней. Что любой человек - это звено общей цепочки, ведущей к боли или любви. Что жалить себя и других - это усвоенная норма. Что из-за этого невозможно остановиться и дать себе время побыть рядом с кем-то - таким живым, теплым и светлым. Но дверь, несмотря ни на что, остается открытой у Никиты - для наконец-то встретиться и просто побыть вместе с тем, с кем можно разделить и победу, и неуспех; у Терентия - для того, чтобы стать замеченным безопасно - не дай бог попасться под руку отцу-алкоголику; у Нелли - для чуда взаимной радости и любви без принуждения и отвержения; у Кая - для ожидания. С детства и до сих пор он ждет. Нет, не писем и денег от матери, на которые он живет. И не отчима с подарками и предложением сходить на футбол, а возвращения матери. Той самой матери, которая однажды ушла из семьи. Увы, ярость отца не знала пощады и со всей силы обрушилась на того, кто ближе. А ближе был ребенок - тот мальчик, который, к тому же, "так похож на мать". Герои ждут чуда, не запирая дверь души окончательно. Не замечая, что оно рядом - в них самих. В начале спектакля на огромном экране плавает стая больших медуз. Сперва обманываешься легкостью этой метафоры и думаешь про намек режиссера на нынешнее поколение. Но только сперва. В конце ты видишь глубже и больше. Медуза оборачивается символом уязвимости и боли детской души - от отвержения, насилия, брошенности взрослыми. Разной причины брошенности. Смерть, алкоголизм, достигаторство, игнорирование, занятость своей личной жизнью или своими догмами... Но есть надежда. И есть место для чуда. Оно приходит в жизнь героев через любовь другого человеаа. Оно приходит в жизнь моих клиентов через любовь к себе. «All I need is your love tonight» поют целлофанновые люди песню Shouse на сцене театра Моссовета - так, что мороз по коже. «All I need is your love tonight» отзывается эхом в душе. Любовь того, кто умеет - отдавать, принимать, видеть и слышать. Ведь именно тогда и случается чудо. Я знаю, что оно возможно. И, похоже, автор и режиссер тоже знают.

Теги других блогов: отцы и дети спектакль взросление